ВЕЛИКИЕ НЕМЕЦКИЕ ФИЛОСОФЫ

ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814)

лого

Ничто истинное и полезное человечества,
не пропадет даром, хотя бы лишь отдаленное
потомство научилось этим пользоваться.
             Иоганн Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (нем.Johann Gottlieb Fichte) - представитель немецкой классической философии, основатель направления «абсолютного идеализма». Родился в селе Рамменау (Оберлаузиц, Саксония) 19 мая 1762 в крестьянской семье.

Благодаря случаю обрел покровителя в лице барона фон Мильтица. Обучался в Йенском (1780) и Лейпцигском (1781–1784) университетах, в последующие десять лет переезжал с места на место, зарабатывая на жизнь уроками.

В 1790 начал интенсивно изучать труды Иммануила Канта, что определило весь ход его философского творчества. Фихте получил одобрение Канта, представив ему написанное за месяц эссе «Опыт критики всяческого откровения» (нем.Versuch einer Kritik aller Offenbarung). Благодаря этой работе, опубликованной без указания автора в 1792 и вначале приписанной самому Канту, Фихте завоевал репутацию философа и в 1793 году был приглашен на должность профессора философии Йенского университета, которую занял весной 1794 года.

Фихте преподавал в Йене пять лет, однако в 1799 был вынужден уйти из университета, обвиненный в «атеизме» за утверждение, что Бог – не личностное существо, а нравственный миропорядок. Впрочем, возможно, местным деятелям церкви не понравилось, что свои лекции он устраивал по воскресеньям.

Когда из-за поражения в войне с Наполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в Кёнигсберг (1806), Иоганн Фихте последовал за ним и преподавал в Кёнигсбергском университете до 1807 года.


Иоганн Готлиб ФихтеВ 1810 году Фихте был назначен первым ректором нового Берлинского университета и занимал этот пост до 1812 года. Еще одной причиной для благодарности был цикл лекций в Берлине (1807–1808) вскоре после унизительного поражения при Йене – Речи к немецкой нации (нем.Reden an die deutsche Nation, 1808), в которых Фихте призывал немецкий народ к борьбе против французских оккупантов.

Когда в 1813 году началась освободительная война, он был признан одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивления наполеоновскому режиму. Его жена, добровольно поступившая на службу медицинской сестрой, заразилась тифом, от которого вскоре оправилась, но передала инфекцию мужу. Умер Фихте в Берлине 27 января 1814 года.

В основании теории Фихте – философская доктрина, названная им «наукоучением». Главный его труд – Основа общего наукоучения (нем.Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre), впервые опубликованный в 1794 на правах рукописи, подвергался исправлениям девять раз в течение жизни философа.

Огромное влияние на Фихте оказал «этический активизм» Руссо и Канта, признание верховной роли волевого начала. Для Фихте фундаментальной философской данностью является этическая («практическая») творческая деятельность личности, или, в его терминологии, «Ich» (Я, эго).

Возможно, выбор термина не был слишком удачным, поскольку дал повод некоторым комментаторам отнести его систему либо к разновидности солипсизма, либо (по словам Дж.Сантаяны) к возвышению «осиянного славой и решительного эгоизма» до философского принципа. Однако понимание эго у Фихте имеет мало общего как с традиционными взглядами на тождество Я, так и с обыденным эгоизмом, приписанным ему Сантаяной. Его источником скорее является представление об автономном статусе морали в мире природы.

Вместе с Декартом и Кантом Фихте считал, что эта первичная данность не есть факт. Это – деятельность сознания. Но что же является объектом сознания?

Это не уже существующий, внешний, природный мир, как мы обычно наивно полагаем; скорее мы имеем дело с сознанием самих себя. Согласно Канту, «ощущения без понятий слепы», разум ставит простые ряды внешних событий в причинно-следственную связь.

Зеркальное отражение бытия в сознании (взгляд наивного реализма) необъяснимо, согласно Фихте, если делать это бытие, в свою очередь, основанием для объяснения сознания. Следовательно, бытие должно зависеть от сознания, а не наоборот. «Наукоучение» должно показать, что всякое сознание, направленное на объекты, на «другое», коренится в первоначальном отношении сознания к самому себе. Таким образом, опыт есть продукт сознания, а не сознание – продукт опыта.

Главным мотивом Фихте, однако, является не осмысление мира природы, но постижение морали. Не существует абсолютной природы, которая бы возвышалась над волей, иначе свобода и разумность, эти фундаментальные данности сознания, были бы невозможны. «Чувство свободы рационально подтверждается реальностью своего объекта». Я должно расшириться до не-Я, чтобы превратиться в реальность.

Так возникает мир природы и объектов, сквозь который затем пробивается фундаментальная духовная сила. Однако этот внешний мир не является иллюзией, конструкцией из желаний, напротив, это весьма реальный мир, обычно сопротивляющийся попыткам его рационализировать и сделать «моральным».

Вся социальная философия Фихте пронизана коллективистскими мотивами. В своей ранней работе Замкнутое торговое государство (нем.Der geschlossene Handelsstaat, 1800) он защищает протекционистские принципы, развивая государственно-социалистические аргументы; в посмертно опубликованных фрагментах 1813 года Фихте утверждает, что только государство имеет право на владение землей.

Фихте оправдывал революцию, утверждая, что право на свободу неразрывно связано с самим существованием человека как разумного существа. В течение всей жизни он оставался страстным защитником идеалов Французской революции. Центральное место занимает проблема свободы человека. Свобода – априорное моральное самоопределение, проявляется в деятельности человека. Свобода совпадает с абсолютной разумностью. Мы осознаем мир как реально существующий, и в этом смысле он продукт нашего разума. «Я» опровергает вещи. И это – основа нашей свободы, как следования долгу, нравственным правилам.

Как у любого истинного философа-новатора, у Фихте есть много остроумных высказываний и идей, которые были лучшим аргументом его учения, поэтому запомнились и стали афоризмами. Не каждый талантливый человек обладает способностью говорить метко и искрометно, в нескольких словах выражая сущность явления или события. В этом отношении немецкие философы выделяются в плеяде мировых мыслителей. Почти каждый из них оставил замечательные афоризмы, в том числе и Фихте.

Афоризмы Иоганна Фихте →

← Великие немецкие философы

Наверх