ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497-1543)

ГЕНРИХ VIII И ШЕСТЬ ЕГО ЖЕН  ПОРТРЕТЫ И СУДЬБЫ

ЕКАТЕРИНА ГОВАРД

Ганс Гольбейн Младший в 1536 году был придворным художником английского короля Генриха VIII и в этом качестве писал портреты членов королевской семьи. В этот период Гольбейн был в расцвете творческих сил и таланта, признанный художник Северного Ренессанса - он создал шедевры портретной живописи и среди них - портрет пятой жены короля Екатерины Говард.


Екатерина Говард У короля Генриха VIII был хороший вкус - все его жены прелестны. И все его жены обладали безукоризненным вкусом - их туалеты изысканны, элегантны, нарядны. Интересно, кто был у них дизайнером и визажистом?

Глядя на протрет Екатерины Говард, молодой красивой и немного грустной женщины, невольно восхищаешься ее изумительным туалетом.

Плотный, черный, тяжелый шелк с благородным блеском украшен золотым шитьем по рукавам и тончайшей нежной вышивкой на манжетах - великолепное дизайнерское решение.

Платье подчеркивает хрупкость фигуры и нежный цвет лица, рыжеватые волосы оттененные головным убором выписаны в той же тональности, что и золотое шитье они перекликаются по цветовой гамме с платьем, белым воротником и серебряным шитьем манжет, которые усиливают звучание всего цветового ансамбля. Современным дизайнерам есть у кого учиться. Смотрите портреты старых мастеров!

А в работах гениального портретиста первой половины 16 века Ганса Гольбейна Младшего, кроме потрясающего мастерства живописца, какое наслаждение постигать его небесный дар глубочайшего психологического постижения модели. Не просто постижения, умения его показать средствами живописи.

Это безусловно божий дар и с его помощью мы наблюдаем молодую королеву. Тучи еще не сгустились над ее головой, король увлечен своей новой супругой безмерно, он помолодел, он счастлив...

А она грустна. И в глубине ее прекрасных глаз - страх. Он еще не осознан, он только зарождается, но гениальный художник его уже предчувствует.

Фигура молодой королевы не статична, она вот-вот поспешит куда-то. Пальцы, сплетенные в замок, указывают на скрытность, они очень беспокойны на этом портрете и усиливают напряжение.

Екатерина Говард, или как ее называли современники Леди Кейт, родилась в семье младшего из Говардов - сэра Эдмунда. По английским законам младшие сыновья почти ничего не получали из наследства. Они были вынуждены самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни, как правило на службе у короля. Там всегда было немало соперников из благородных семей, их бесконечные интриги часто заканчивались очень трагически, как у сэра Томаса Говарда, например.

После смерти матери, леди Кейт была отдана на воспитание к вдовствующей герцогине Агнессе Норфолк, мачехе Томаса Говарда. В доме престарелой родственницы девочку кое-как учили азам грамоты и рукоделия — особых надежд на нее никто тогда не возлагал.

Однако Кейт очень скоро поняла, что главное её достоинство — вовсе не ум и не благочестие, а женская привлекательность. Леди Говард очень рано начала нравиться юношам, и, будучи необремененной внутренними моральными запретами, отвечала кавалерам полной взаимностью. Кейт вовсе не была красавицей, однако она обладала ярко выраженной сексуальностью. Известно, что в юности у Кейт было, по крайней мере, два близких друга — Генри Мэнокс и Фрэнсис Дирхэм, что по понятиям 16 века было просто немыслимым.

В 1539 году сэр Томас, герцог Норфолк, подыскал своей племяннице Екатерине Говард место фрейлины при дворе четвертой жены Генриха VIII Анны Клевской. Король мечтал о разводе и, разумеется, увлекся юной и красивой фрейлиной. Развод к облегчению всех заинтересованных был получен и король женился на Кейт Говард в июле 1540 года, причем свадьба была на редкость скромной.

После свадьбы Генрих будто бы помолодел на 20 лет - при дворе возобновились турниры, балы и прочие развлечения, к которым Генрих оставался равнодушен после казни Анны Болейн. Он обожал свою юную супругу - она была невероятно добра, простодушна, искренне любила подарки и радовалась им, как ребенок. Генрих называл свою супругу «розой без шипов».

Однако юная королева была крайне неосторожна в своих поступках - Кейт приняла ко двору всех своих «друзей юности», а они слишком много знали о жизни королевы до замужества. Кроме того, Кейт возобновила свои отношения с Фрэнсисом Дирхэмом, которого сделала личным секретарем. Потом при дворе появился еще один кавалер из «прошлой жизни» - Томас Келпепер.

Когда Генриху VIII сообщили, что его наивная Кейт вовсе не такая уж «роза», он просто растерялся. Реакция короля была довольно неожиданной - вместо привычного гнева, были слёзы и жалобы. Смысл жалоб сводился к тому, что судьба не даровала ему счастливой семейной жизни, а все его женщины либо изменяют, либо умирают, либо просто отвратительны.

После допроса Келпепера, Дирхема и Мэнокса, стало ясно, что Кейт все это время обманывала короля. В начале февраля 1542 года леди Говард перевели в Тауэр, а спустя два дня королеву обезглавили на глазах любопытной толпы. Молодая женщина встретила свою смерть в состоянии глубокого шока - ее пришлось нести к месту казни.

ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ ГОВАРД В ИСКУССТВЕ:

Песня «Catherine Howard’s Fate» («Судьба Екатерины Говард») проекта Blackmore's Night.

Фильм «Генрих VIII и его шесть жён» роль Екатерины Говард исполнила актриса Линн Фредерик (англ.Lynne Frederick)

← Ганс Гольбейн Младший

Наверх