ВЕЛИКИЕ  НЕМЕЦКИЕ  ХУДОЖНИКИ

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР  ГРАВЮРЫ  АПОКАЛИПСИС

Гравюра Явление Иоанну Христа и сути семи церквей - иллюстрация к 1-й главе книги «Откровение» Иоанна Богослова: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников, и посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей».

Альбрехт Дюрер создавал свои шедевры «Апокалипсиса» в эпоху культурного подъема Северного Ренессанса. В это время в его родном городе Нюрнберге граждане обсуждали вопросы науки и искусства, лучший друг Дюрера как раз тогда переводил Апокалиспис с латыни на немецкий.

В обществе царило недовольство инквизицией, индульгенциями, непомерно разбогатевшей католической церковью. К тому же это были времена бесконечных вспышек и эпидемий чумы, междуусобиц, ладграфских войн. Поэтому ощущение приближения конца света - а он и есть Апокалиспис - было понятно каждому.

В гравюре использовали символы, которым следовали в алтарной живописи и книжной миниатюре, ксилографии, настенной живописи - и это было понятно современникам великого немецкого художника, а мы обратимся к комментариям, которые нашли в статье Павла Котова. Он пишет: «Апостол видит перед собой Творца, держащего в руке запечатанную Книгу Судеб. В другой руке у Пантократора — семь звезд, которые символизируют ангелов-покровителей семи самых крупных из первых христианских общин — в Эфесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикее. Сами же общины символизируют семь светильников. Из уст Творца выходит меч — символ божественного слова».

Явление Иоанну Христа и сути семи церквей

Альбрехт Дюрер. Апокалипсис
Явление Иоанну Христа и сути семи церквей. 1497-98
Гравюра на дереве.395 x 282 мм
Художественный музей. Карлсруэ. Германия