ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497-1543)

ГЕНРИХ VIII И ШЕСТЬ ЕГО ЖЕН  ПОРТРЕТЫ И СУДЬБЫ

АННА КЛЕВСКАЯ

После смерти Джейн Сеймур английский король Генрих VIII несколько раз посылал придворного художника Ганса Гольбейна Младшего за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Из этой серии работ до нас дошли станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской и принцессы Датской.

Однако все претендентки дали вежливый отказ на предложение английского короля - слишком ужасной была репутация Генриха VIII в Европе после казни Анны Болейн.

Сторонник Реформации Томас Кромвель убедил короля, что заключение брака с католичкой приведёт к появлению при дворе сильной «папистской партии».

В результате, выбор пал на сестер герцога Вильгельма Клевского, симпатизировавшего протестантам - Анну и Амалию. В августе 1539 года придворный художник короля Генриха VIII Ганс Гольбейн Младший отправился писать портреты сестер «на континент».

Портрет Анны, написанный великим Гольбейном, произвел на Генриха VIII отличное впечатление. Короля даже не смутил тот факт, избранница была недолгое время обручена с герцогом Лотарингским — по английским законам новый брак не мог считаться легитимным. Тем не менее 4 сентября 1539 года был подписан брачный договор.

В самом начале 1540 года Анна Клевская прибыла в Англию. Одного взгляда на Анну было достаточно - король был разочарован. Вместо бледной и изящной красавицы, которую изобразил Гольбейн, перед ним стояла крупная, массивная женщина с довольно грубыми чертами лица.

Прямолинейный Генрих выплеснул весь свой гнев на Томаса Кромвеля, который, якобы, «подсунул ему здоровенную фламандскую кобылу»

Некоторые исследователи жизни Генриха VIII, правда, полагают, что отталкивающей была вовсе не наружность Анны, а её неумение держаться в обществе, ужасный покрой её «немецкой» одежды и полное отсутствие грации.

Генрих VIII тоже не понравился Анне Клевской, к тому же, до неё еще в Клеве доходили слухи о «загубленной королеве» Анне Болейн.

Портрет Анны Клевской
Ганс Гольбейн Младший
Портрет Анны Клевской, ок.1539
пергамент, наклеенный на холст, 65 x 48 см
Лувр, Париж, Франция

Фраза короля «Она мне не нравится» была равносильна требованию «Найдите мне другую жену!». Тайный Совет Его Величества стал искать способы расторгнуть помолвку. Тем не менее, свадьба была сыграна - Генриху не хотелось вступать в конфликт с братом Анны могущественным герцогом Клевским. Но Генрих VIII сразу же стал подумывать о разводе.

Трудностей с расторжением брака у него не возникло. Летом того же года король велел провести расследование и установить, девственница его жена или нет. «В первую же ночь, - говорил он, - я ощупал ей груди, живот и понял, что она не девственница, а поэтому и не стал с ней плотски сближаться». Как и следовало ожидать, на основании этого утверждения 9 июля Совет высшего духовенства объявил брак с Анной Клевской недействительным.

Шесть месяцев принцесса Клевская жила в Англии, но супруг не удостаивал ее своим вниманием. Анна была доброй мачехой и принцу Эдуарду, и принцессам Бетси и Мери. Новая королева очень быстро освоилась при английском дворе — она полюбила музыку и танцы, завела себе собак и попугаев, бывших в большой моде в Англии.

Король все больше разочаровывался в Анне Клевской. Зачинщик этого брака Томас Кромвель был арестован и помещен в Тауэр, а сама Анна была отправлена в замок Ричмонд. Анне замок очень понравился, и она была бы счастлива в нем остаться, т.к. боялась оказаться на эшафоте из-за прихоти короля.

У Генриха не было к Анне никаких претензий, он и не собирался ее казнить. Ему был нужен только развод, чтобы жениться на юной Кейт Говард, фрейлине королевы Анны Клевской, представительнице влиятельного семейства Говардов. Формальным поводом для развода послужили документы, касающиеся первой помолвки Анны с герцогом Лотарингским. По законам Англии Анна не могла более оставаться женой Генриха, и брак их был признан недействительным.

9 июля 1540 года на основе этого факта был составлен иск о разводе, Генрих VIII Тюдор и Анна фон Клеве стали свободны. Томас Кромвель дожил только до дачи показаний по делу о разводе. 28 июня 1540 года он был казнен по обвинению в государственной измене и ереси.

Генрих VIII оставил Анну в своей семье - в качестве «сестры». Это было продиктовано рядом обстоятельств: Анна Клевская полюбилась детям короля, ряд придворных находили ее чрезвычайно любезной и приятной женщиной. К тому же Генриху не хотелось вступать в конфликт с братом Анны, герцогом Клевским. Да и сама Анна искренне полюбила свою новую родину.

Генрих провозгласил Анну своей «сестрой» и, таким образом, она оставалась самой высокородной дамой после новой королевы и принцесс Мэри и Бетси. Анна получила от короля щедрые подарки: замки Ричмонд и Хивер, а также солидный годовой доход. Переписка Генриха и Анны говорит о том, что бывшие супруги жили очень дружно. Король всегда подписывал свои послания «Любящий брат Генрих».

Она обладала неслыханной для того времени свободой, не подчиняясь никому, кроме короля, участвовала в жизни при дворе и управляла своими поместьями, игнорировала все политические и религиозные вопросы, слыла большой модницей и одной из богатейших женщин в Англии. Анна Клевская продолжала опекать детей Генриха, о чем они потом вспоминали с большой теплотой (в особенности принцесса Елизавета, будущая великая королева Елизавета Первая).

Она пережила и Генриха Восьмого, и его сына Эдуарда Шестого. Умерла в царствие королевы Марии (Кровавой) и единственная из всех шести жен Генриха Восьмого похоронена в Вестминстерском аббатстве.

Post Scriptum

Как же могло такое случиться, что Ганс Гольбейн изобразил на портрете нежную, добрую, мечтательную женщину - у нее глаза с поволокой и такая пленительная и многообщеющая загадочность, которую увидел художник, а Генрих VIII даже не пытался эту загадку разгадать и разбудить в ней чувственность?


Анна КлевскаяЭто утерянный портрет Анны Клевской, написан неизвестным художником из круга Бартоломеуса Брейна (англ.circle of Barthe Bruyn)

На этом портрете неизвестного художника Анна Клевская - изысканная, утонченная, безукоризненно одетая леди не только двора Тюдоров - перед нами леди «всех времен и народов».

Это воплощенная мечта о мягкой женственности, таинственной загадочности и недосягаемости идеала, где обаяние незаурядной женщины стало превыше красоты.

Неведомый художник даже не стремился уменьшить ее длинный нос. Это и ни к чему. Пропорции лица и так выровнялись за счет надвинутой на лоб шляпки и всего головного убора в целом. А это уже «высший пилотаж» в искусстве одеваться.

«Сестра короля» без сомнения, в совершенстве овладела этим искусством - все элементы и составляющие ее костюма направлены на подчеркивание или даже создание визуально нежного овала лица.

Но главное - опять эти непостижимые, романтичные, мечтательные с поволокой глаза, переданные еще одним художником.

Куда же смотрел английский король Генрих VIII ?!

← Ганс Гольбейн Младший

Наверх