ЗНАМЕНИТЫЕ  НЕМЕЦКИЕ  ХУДОЖНИКИ

ГАНС БАЛЬДУНГ ГРИН (1484–1545)  ШАБАШ ВЕДЬМ

Средневековая теологическая наука выделяла пять ключевых понятий ведьмовства: сделка с дьяволом, соитие с дьяволом, полет ведьмы, шабаш и нанесение порчи колдовством. Согласно средневековым актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш.

Если в 1000 году Церковь считала полеты людей по небу языческими байками, то, спустя 250 лет признала их возможными. Ганс Бальдунг, как и все живущие в то время, не избежал суеверий. Гравюра Ганса Бальдунга «Шабаш ведьм» показывает последние приготовления ведьм к началу шабаша и встречи с дьяволом.

Ганс бальдунг Грин было не только признанным живописцем, но и великолепным мастером гравюры. Именно в гравюре он развивал тему демонизма, появилась целая серия ксилографий и гравюр о ведьмах. Эти работы интересны тем, что показывают дикие фанастические силы, используя попури из вопиющих цветов - чистый черный контрастирует с бледно-желтым, грязно-серый и светящийся зеленый преобладают в таких произведениях. Свето-тени почти отсутствуют, художник ставил, очевидно, другие задачи - сделать работу яркой и броской, но не вызывать восхищения. Его ведьмы безобразны, фигуры угловаты и вся композиция построена на какой-то изломанности.

В гравюре «Шабаш ведьм» мы видим нагих женщин, готовящихся лететь на гору Брокен, где по преданию проводились шабаши. Ведьмы в гравюре Грина - жуткие, грубые матроны, сохранившие в себе порывы страсти и утратившие все, до последней, прелести.

Шабаш ведьм

Ганс Бальдунг Грин
Шабаш ведьм, 1510,
дерево, темпера,
Национальный Немецкий музей, Нюрнберг