ЗНАМЕНИТЫЕ  НЕМЕЦКИЕ  ХУДОЖНИКИ

ЛОТТЕ ЛАЗЕРШТАЙН (1902-1993)  Биография


Лотте Лазерштайн Лотте Лазерштайн (нем.Lotte Laserstein) родилась в 1898 году Восточной Пруссии неподалеку от Кенигсберга. После смерти отца в 1902 году, семья переехала в Данциг (ныне Гданьск, Польша). В возрасте 11 лет, девочка решила стать художником и никогда не выходить замуж, чтобы всю свою жизнь посвятить искусству.

В 1912 году семья Лотты переехала в Берлин, там девочка получила начальные уроки живописи в школе, где работала ее тетя. Либеральные законы Веймарской республики открыли ей путь к высшему художественному образованию. В 1919 году Лазерштейн была принята в Берлинскую Академию изящных искусств. Училась она у Эриха Вольсфельда (Erich Wolfsfeld), который высоко ценил ее дарование и считал ее своей лучшей ученицей.

Академию Лотте закончила с отличием в 1925 году, одна из ее работ на конкурсе была удостоена Золотой медали. Эти успехи дали ей большие льготы - право открыть собственную студию и бесплатно пользоваться моделями. Молодая художница искала девушек-моделей, которые могли позировать в сложных позах в течение длительного времени.

Талантливая спортсменка Траут Роуз стала сначала тренером художницы по теннису, а затем любимой моделью и верным другом на всю жизнь. Мы видим Траут Роуз в разных работах художницы.

Сильная, легкая, спортивная и подвижная, она идеально подходила для образа современиц, которые стремились к независимости и равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. «Теннисистка» - самая известная картина молодой художницы, где моделью была Траут Роуз.

Карьера молодой художницы начиналась удачно. В Берлине в средине 20-х годов прошлого века была замечательная творческая атмосфера. В театрах, на киностудии, в варьете - всюду искали новые формы самовыражения. Художники объединялись в творческие союзы, искали новые пути. Стилистически Лотте Лазерштайн примкнула к художественному направлению «новая вещественность», ее увлекала эстетика прерафаэлитов и старые немецкие мастера.

На ее портретах изображены утонченные интеллигенты и аристократы, молодые красавицы и красавцы спортивного вида. Это поколение молодых, независимых и модных людей, которое возникло в довоенной Германии. Лотте Лазерштайн в этот период написала несколько автопортретов, которые так же как и другие портреты современников, воспринимались публикой как образ современной «Новой женщины» (нем.Neue Frau). Самой известной картиной этого периода является «Русская девушка с пудреницей» - яркое, красочное и лирическое произведение.

В 1930 году Лотте Лазерштайн написала свою самую знаменитую картину «Вечер в Потсдаме» - необычайное лирическое произведение, где друзья ужинают на террасе, а перед ними простирается панорама Потсдама.

В 1931 году состоялась ее первая персональная выставка в галерее Фрица Гурлитт в Берлине.

«Лотте Лазерштайн: запомните это имя! – писала в 1928 году газета Berliner Tageblatt. – Она относится к числу самых лучших наших молодых художников, чей взлет нам еще предстоит пережить».

Увы! В 1933 году к власти пришли в Германии пришли национал-социалисты, Лотте Лазерштайн, наполовину еврейка, получила запрет на профессию. Стало трудно находить заказы, не на что было покупать холсты и краски. В 1935 году Лазерштейн была вынуждена закрыть свою галерею и школу искусств. Три ее картины были представлены на Всемирной ярмарке 1937 года в Париже, но эти работы были запрещены к показу в немецком павильоне. Это означало, что ее карьера в Германии окончена.

Когда художнице предложили организовать выставку в одной из галерей (Galerie Moderne) Стокгольма в декабре 1937 года, Лота уехала в Швецию и смогла вывезти всю свою коллекцию картин. Там художница-еврейка узнала о погромах в еврейских кварталах в нацистской Германии. Ее мать Мета Лазерштайн погибла в 1943 году в концлагере Равенсбрюк, а сестра Кете чудом пережила войну в подпольном убежище в Берлине.

Лотте Лазерштайн пришлось просить политического убежища в Швеции. Для этого она вступила в фиктивный брак со Свеном Маркусом. Они никогда не жили вместе, но на всю жизнь остались хорошими друзьями. Лотте обладала особым очарованием, везде она находила друзей и пользовалась уважением и любовью окружающих.

Художница стала эмигранткой, она жила в Стокгольме, затем в Кольмаре. И этот шаг, безусловно, спас ей жизнь, но, как она позже заметила, «разломал мою жизнь на две части». Свои лучшие произведения она создала в период между двумя мировыми войнами.

В Швеции на жизнь она зарабатывала заказными портретами и уроками живописи, писала много пейзажей. Некоторые искусствоведы отмечают, что эти произведения не обладают энергетикой и смелостью ее прежних работ, на ее творчестве сказались стрессы и тяготы войны, гибель родных и близких.

В городе Кальмар, куда позже приехала и ее сестра, Лазерштейн стала почетным членом Шведской Академии художеств за свою работу в портретной живописи. Правда, международное признание Лазерштейн получила только в 1987 году.

Арт-дилер и галерист Томас Эгнью организовал выставку-продажу картин Лазерштейн в галерее Белгрейв в Лондоне, и художница в возрасте 89 лет присутствовала на ней сама. После выставки большую часть картин приобрели частные коллекционеры и ее произведения разъехались по всему миру. Спустя несколько лет прошла выставка художницы в городском Музее искусств (нем.Stadtmuseum) в Берлине.

Лотте Лазерштайн прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте 95 лет в 1993 году. До последнего дня она занималась живописью, в Швеции она создала серию прелестных детских портретов.

В ноябре 2003 года Берлинский городской музей провел еще одну большую ретроспективу Лазерштейн под названием «Моя единственная реальность», на которой было представлено 100 картин и 50 рисунков, собранных в частных коллекциях Швеции, Англии, Германии, Норвегии, Канады и США. В следующем году выставка состоялась в Кальмаре (Швеция), в 2005 году прошла выставка «Погасшие звезды» в Еврейском музее, посвященная Лазерштейн и немецкой поэтессе, лауреату Нобелевской премии Нелли Закс, тоже вынужденной покинуть Германию, спасаясь от нацистов.

Приятно сознавать, что и после кончины Лотте Лазерштайн не была забыта, наоборот, ее работы популярны во всем мире и лучшие из них вернулись на ее родину в Германию.

В 2010 году Новая национальная галерея в Берлине (нем.Neue Nationalgalerie) купила ее центральное выдающееся произведение «Вечер в Потсдаме», а картину «Русская девушка с пудреницей» – одно из лучших произведений Лазерштайн - приобрел Франкфуртский музей Штедель (немStädel).

И все равно у меня в душе чувство грусти и горечи... Какие великолепные картины она могла бы создать, если бы нацизм и Вторая Мировая война так не изломали ее судьбу... Да будет благославенна память о замечательной немецкой художнице Лотте Лазерштайн.

← Лотте Лазерштайн картины

Наверх