ГЕРМАНИЯ  ГОРОД  ВЮРЦБУРГ

ВЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО  РЕЗИДЕНЦИЯ

Вюрцбургская епископская резиденция (нем.Würzburger Residenz) - это памятник мировой культуры, шедевр позднего барокко. В ней нашли свое отражение лучшие идеи эпохи. Она является оригинальным результатом синтеза французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля, северо-итальянского дворцового и сакрального зодчества. Ее ставят в один ряд с венским Шёнбрунном и французским Версалем. В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Резиденцию внесли в 1981 году.

В решающие периоды истории города Вюрцбургом правили два архиепископа из рода Шёнборнов, помимо честолюбия отличавшиеся еще и любовью к искусству. Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн в 1719 г. приступил к планированию большого проекта Резиденции архиепископов в стиле барокко, а Фридрих Карл фон Шёнборн энергично способствовал завершению строительства в 1744 г. Помимо прочего, Вюрцбургу удалось профинансировать эту «стройку века», не залезая в долги.

Резиденция

Резиденция в Вюрцбурге была одним из самых престижных и амбициозных проектов своего времени во всей Европе. Главным архитектором был Иоганн Бальтазар Нейман (нем.Johann Balthasar Neumann). К моменту, когда Нейман получил этот заказ, ему исполнилось всего 33 года. Резиденция стала первым большим проектом Неймана и оказалась делом всей его жизни - главным из трех десятков дворцов, церквей, часовен, построенных по его проектам. Вокруг Дворца-резиденции был раскинут роскошный барочный парк →

На площади перед Дворцом установили роскошные ворота. Они увенчаны императорской короной. Ворота были изготовлены в мастерской Георга Эгга в 1748-1751 г.г. В наши дни через эти ворота туристы входят в прекрасный французский регулярный парк, который я настоятельно рекомендую вам посмотреть.

Резиденция

Во Дворце-Резиденции есть роскошнные покои, предназначенные для императора Священной Римской империи во время его пребывания в Вюрцбурге. В середине 18 века в моду вошел рококо, так что Императорский зал, императорские покои с зеркальным кабинетом и некоторые другие помещения выполнены именно в этом элегантном стиле, основной орнаментальный мотив которого напоминает морскую раковину (от французского «rocaille»).

Мастер-лепщик Антонио Босси придал таким орнаментам особенно пылкие формы и изломанные контуры, создав то, что порой называют «вюрцбургским рококо», создав таким образом неповторимый облик Императорского зала.

Шедевр Тьеполо в Вюрцбурге - роспись Императорского зала. Здесь изображены и бракосочетание императора Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской в 1156 г., и Рейхстаг 1168 г., проходивший в Вюрцбурге. Оба эпизода проясняют распределение ролей между духовной и светской властью в старой империи. Так Тьеполо изобразил в прекрасной инсценировке, как император подтверждает вюрцбургскому епископу его титул герцога Франконского

Императорский зал
Императорский зал

Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при князе-архиепископе Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.

В оформлении дворца фресками и штукко приняли участие знаменитые итальянские художники Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Джузеппе Босси (Белый зал) и Иоганнес Цик (Садовый зал).

Джованни Баттиста Тьеполо украсил парадную лестницу самыми крупной потолочной фреской в мире. Тема была задана заказчиком Карлом Филиппом фон Грайффенклау, который следовал известным образцам - фрескам над Посольской лестницей в Версальском дворце. В Вюрцбургской Резиденции на четырех сторонах свода триумфируют четыре континента, над ними в море красок сценой для покровителя муз Аполлона и его спутников более или менее божественного прoисхожденияя небо. Внизу — царство земного, над ним — идеальный, нематериальный мир, в котором правят сладостные музы. Два несовместимых мира, кажется на первый взгляд, но между ними есть посредник — архиепископ фон Грайффенклау. Его профиль в овальной раме парит между обеими сферами. Он видит себя наместником Аполлона на Земле, при его освященном музами дворе расцветают все виды искусства, поддерживаемые его меценатством; он готовит Аполлону пристанище на Земле.

лестница
Лестница и фрагмент фрески

Все помещения Резиденции отличаются изысканностью и великолепем отделки. Садовый зал поражает своими росписями потолков, которые выпонил Иоганнес Цик. Арочная галерея с колоннами окружают зал по периметру и создают его неповторимую прелесть.

лестница
Садовый зал

«Дворец этот достоин короля, он мог бы стать подходящим обрамлением даже для императорских приемов, однако всегда оставался всего лишь резиденцией провинциального немецкого епископа, невероятно амбициозной приходской церковью». Неважно кому на самом деле принадлежит это суждение — Наполеону или императору Иосифу II, — оно метко определяет особенность Резиденции Вюрцбурга.

В 1803 г. светской власти епископов пришел конец, архиепископство в прочей «репарационной массе» отошло к баварскому курфюрсту. Дворец перестал быть средоточием власти, став всего лишь побочной резиденцией.

Редкое использование дворца способствовало тому, что Резиденция до 16 марта 1945 года мало изменилась по сравнению с эпохой последнего князя-епископа. Авиабомбы не пощадили феерическое творение Нойманна. Все флигели сгорели, всё из обстановки, что не успели вывезти, было уничтожено, и как целостные произведения искусства сохранились только те помещения, которые Нойманн снабдил каменными сводами: Дворцовая церковь, Садовый зал, вестибюль, Парадная лестница, Белый и Императорский залы.

К счастью американский офицер Джон Д. Скилтон, отвечавший за охрану памятников архитектуры и искусства, вскоре позаботился о том, чтобы своды самых важных залов получили временную кровлю. Так спасли главные покои дворца, а баварское правительство провело обширную реконструкцию основных его анфилад.