Шампольон Жан Франсуа - выдающийся французский учёный, основатель египтологии. Расшифровал древнеегипетские иероглифы. Член Академии надписей (с 1830 года).
Древнеегипетская цивизация, просуществовашая несколько тысячелетий, постепенно приходила в упадок и после Рамсеса II (XXII в. до н.э.) начался медленный закат Египта. В средине первого тысячлетия до новой эры Египет воевал с Ассирией, Ливией Персией и др.
В 332 г. до н.э. в Египет вступила армия Александра Македонского и Древний Египет стал частью его державы. Затем постепенная эллинизация в эпоху Птоломеев. Египет стал основным поставщиком хлеба, а его культура, искусство, письменность постепенно увядали.
В период раннего средневековья в Египет вновь вторгались разные завоеватели, в результате все достижения культуры дренего Египта были забыты, иероглифами уже никто не пользовался, гробницы в основном были разграблены в те далекие времена... Египтеская письменность часто воспринималась как часть декоративного орнамента древней и непонятной кульуры.
Так выглядит письменность Древнего Египта, язык которого тоже стал «мертвым», и в течение многих веков никто и не интересовался этими письменами. Но в 19 веке возник интерес к Древнему Египту, археологи сделали потрясающие открытия, лингвисты и филологи пытали расшифровать и прочитать надписи, но увы. Это никому не удавалось. Никому! Кроме великого гениального лингвиста Жана Франсуа Шампольона, с биографией которого мы сейчас познакомимся.
Жан-Франсуа Шампольон родился 23 декабря 1790 года в городе Фижаке провинции Дофинэ и был младшим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве, до его рождения. Интерес к древней истории на волне усилившегося внимания к Древнему Египту после Египетской кампании Наполеона Бонапарта (1798—1801) развил его брат, археолог Жак-Жозеф Шампольон-Фижак.
У отца была книжная торговля, семья была хорошо обеспеченной и это позволило дать детям прекрасное образование. Жан-Франсуа с малых лет проявлял усиленный интерес к древности, чрезвычайно увлекался древними языками и литературой и обнаруживал гениальные способности к филологии и изучению языков. Учась в начальной школе Фижака, а затем в «Центральной школе» Гренобля, где он с десяти лет жил у своего старшего брата, он самостоятельно занимается классическими языками и древнееврейским, увлекается чтением Гомера и Виргилия.
В одиннадцатилетнем возрасте Шампольон впервые знакомится с египетскими древностями. Старший брат Шампольона Жак-Жозеф знакомит его с Математиком Жозефом Фурье, участником наполеоновской экспедиции в Египет. Эта экспедиция привезла невиданные до сих пор папирусы и другие египетские древности. Это знакомство бесповоротно решает его дальнейшую судьбу и научные интересы.
После трех лет пребывания в лицее (1804 — 1807) Франсуа Шампольон переезжает в Париж, где в «Школе живых восточных языков» и изучает арабский и коптский языки. Кроме того, он знакомится с персидским языком, санскритом и китайской системой письма. Овладение этими языками Шампольон считает подготовительной работой, обеспечивающей проникновение в тайну чтения иероглифического письма древних египтян.
Рассказывают, что когда знаменитый френолог Галль, популяризируя свою теорию, разъезжал по городам и весям, ему как-то в Париже представили в одном обществе юного студента. Едва успев бросить взгляд на череп Франсуа Шампольона, прославленный череповед воскликнул: «Ах, какой гениальный лингвист!». В данном случае френолог Галль был прав на 100 %, хотя современная наука и не признает френологии - науки о связи строения черепа и психики человека.
В 16 летнем возрасте Франсуа Шампольон составил карту долины Нила эпохи Древних царств, а затем представил на суд ученых свою книгу «Египет при фараонах». Научные изыскания молодого египтолога были высоко оценены на заседании Гренобльской академии и седые учёные присудили 19-летнему мальчишке звание профессора.
Двадцатилетний Франсуа Шампольон свободно владел французским, латинским, древнегреческим, древнееврейским, арабским, коптским, зендским, пехлевийским, сирийским, арамейским, фарси, амхарским, санскритом и китайским языками. Это нужно молодому ученому для того, чтобы решить главную научную задачу своей жизни - расшифровать египетские иерглифы.
В 1808 г. Шампольон по слепку познакомился с текстом знаменитого Розеттского камня и, несмотря на нужду, вел напряженную исследовательскую жизнь. Писал работы о египетской религии и о грамматике фиванского диалекта коптского языка. В девятнадцатилетнем возрасте в 1809 г. Шампольон возвратился в Гренобль профессором кафедры восточных языков и продолжал работы по расшифровке египетских надписей.
Во время Ста дней Наполеона император на своём пути в столицу побывал в Гренобле и встречался с молодым учёным. Он живо интересовался его работой, расспрашивал о языках и коптской грамматике, о словаре, обещал напечатать его книги. Но на трон возвращаются Бурбоны. Полученную в Гренобле профессуру Шампольон потерял в 1815 как бонапартист и противник монархии. Лишённый средств к существованию в Гренобле, он переселился в Париж.
Тогда Шамполион приступил к окончательной расшифровке иероглифов, и после многолетней работы над надписью Розеттского камня. В 1822 г. выходит в свет его труд «Письмо господину Дасье относительно алфавита фонетических иероглифов» («Lettre à Mr. Dacier relative à l’alphabet des hiéroglyphes phonétiques) Шампольон подвёл итог своим первым исследованиям в области расшифровки иероглифов, а появление его следующего труда «Краткий очерк иероглифической системы древних египтян или исследования элементов этого письма» (1824) стало началом существования египтологии.
В этих трудах изложены основы дешифровки иероглифов, открывшие тайну египетской письменности. Имя Жан-Франсуа Шампольон стало известно всем, кто обращал свои взоры к стране пирамид и храмов, пытаясь разгадать ее тайны. В 1824–1826 гг. Шамполион изучал египетские памятники в музеях Италии.
Продолжая в дальнейшем развивать свои достижения в области письма и языка, Шампольон обратил внимание на вопросы египетской географии, хронологии, искусства. В 1828—1829 гг. Шампольон побывал в Египет, где руководил большой комплексной экспедицией, результаты которой были опубликованы лишь после его смерти (в 1835—1845 гг.) под названием «Памятники Египта и Нубии». По возвращении во Францию он переработал ряд своих трудов, заканчил грамматику древнеегипетского языка и организовал в Луврском музее в Парижское отделение египетских древностей и был назначен хранителем Египетского музея в Лувре.
Шампольон со всей ясностью доказал связь различных видов египетского письма: иероглифического, иератического (скоропись) и демотического (скоропись). Затем он правильно уяснил смешанный характер египетского письма. Его предшественники считали отдельные виды египетского письма или идеографическими, или фонетическими. Шампольон же доказал, что в письменных памятниках самых различных эпох знаки письма имели и фонетическое и идеографическое значение.
В 1828-1829 годах совместно с итальянским лингвистом Ипполито Роселлини он совершил свою первую экспедицию в Египет и Нубию. Во время экспедиции он изучил огромное количество древнеегипетских памятников и надписей, плодотворно работал над сбором и исследованием эпиграфического и археологического материала.
Во время этой экспедиции в Египете Шампольон окончательно подорвал своё слабое здоровье и умер в Париже в результате инсульта в возрасте 41 год (1832), так и не успев систематизировать результаты своей экспедиции.
Дальнейшее развитие науки показало полную правильность выводов Шампольона и его полную независимость от работ других ученых, оспаривавших у него честь открытия чтения египетского письма. Особенно оспаривал у Шампольон а эту честь открытия его неудачный предшественник Юнг. Но уже тогда крупнейший востоковед Сильвестр де Саси и лингвист Александр Гумбольдт признали честь открытия чтения египетского письма принадлежит Жан-Франсуа Шампольону.