К концу 12 века Германии на смену романскому искусству приходит готика. Термин «готика» был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства. Мы рассмотрим в чем его его истоки, особенности и отличия.
Архитектурные стили меняются тогда, когда происходят существенные изменения в политическом и экономическом развитии государства. Готика появляется в Европе, и в Германии в том числе, в период развитого или высокого средневековья. В это период росли города, расширялась торговля и ремесленное производство. Строительство было немыслимо без соответствующего инвентаря — железных инструментов, механических пил, блоков, больших деревянных колес для доставки строительных материалов на значительную высоту. И еще одно важное условие - математические знания и новые методы строительства, которые появились в этот период.
Эпоха готики (конец 12-начало 15 века) - это период, когда большую роль начинает играть городская культура. Вольные Имперские города начали сами заботиться о безопасности своих купцов. В середине 13 века возникли первые региональные союзы, было положено начало развитию городской Ганзы. Ганзейские города процветали, они начали застраивать свои площади и улицы красивыми общественными и жилыми домами. Сохранились прекрасные готические здания во многих городах Германии. Выдающиеся образцы сохранились в Любеке - столице Ганзы.
В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Немецкие города впервые выступили на историческую арену в 11 веке. В течение двух следующих столетий они добивались независимости от местных феодалов. Возникновение университетов, начальных школ и распространение грамотности привело к общему культурному подъему. Поэтому романский архитектурный стиль с его мощными стенами и тяжеловесными формами уже не соответствовал требованиям времени и постепенно уступал дорогу новому стилю - готическому.
Так же как и в других странах западной Европы феодальной, средневековый город Германии был хорошо защищен, окружен крепостным стенами, на которых возвышалось множество башен. Городские стены с башнями и подъемными мостами сохранились во многих городах, например в Нюрнберге. А в Ротенбурге-на-Таубере можно подняться на крепостную стену, пройти по ней и спуститься в подземелья и казематы.
Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.
Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились «всем миром», часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.
Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Главная особенность готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестовые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.
Готические соборы украшали резобой по камню, выполняя сложные геометрические орнаменты на фасаде. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая роль в изобразительном искусстве этого периода. Готическая скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская.
В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными, индивидуальными. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор.
Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика. Прекрасный пример- скульптура Кёльнского собора.
В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.
Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях - в ратушах и гостиных дворах.
Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.
В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. Южная Германия славилась художественной резьбой по дереву. В украшении , интерьеров соборов и замков искусство резьбы из драгоценных пород дерева достигло подлинно монументальных форм.
Выдающийся образец средневековой немецкой готики - Собор Богоматери во Фрайбурге (Фра́йбург-в-Бра́йсгау). Подробно →
Наиболее яркий и впечатляющий пример средневековой готики - знаменитый Кёльнский собор. Подробно →