Пергамский музей вместе с другими объектами Музейного острова в 1999 году внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это главная достопримечательность Берлина.
Пергамский музей - самый посещаемый в Берлине и первый в мире археологический музей. Возведен в первую очередь для Пергамского алтаря, в честь которого назван музей, и для других выдающихся памятников древних цивилизаций. Благодаря уникальным находкам немецких археологов в конце XIX начале ХХ веков, коллекция быстро разрасталась и сегодня в трех корпусах Пергамского музея располагаются: античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства.
Пергамский музей самый популярный музей Берлина: ежегодно его посещают 600 тыс. человек. Главным экспонатом Собрания произведений античности является Большой алтарь Зевса. Здание Пергамского музея, собственно, и было возведено для того, чтобы выставить для обозрения публики это уникальное сооружение. А построено оно было по настоянию известного немецкого историка и искусствоведа Вильгельма Боде, бывшего в 1906–1920 годы директором берлинских музеев.
Самый знаменитый экспонат Античной коллекции - Большой алтарь храма Зевса из Пергама. Построенный во II веке до н.э., он уже в древности причислялся к семи чудесам света.
Пергам - древний античный город расположенный в Малой Азии на территории современной Турции. Основан в XIIв. до н.э. выходцами из материковой Греции. В 283-133 до н.э. был столицей Пергамского царства. Являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира. Здесь была библиотека 200 тыс. книг и изобретен пергамент.
Алтарь Зевса был обнаружен в конце XIX века немецким инженером и архитектором Карлом Хуманом во время раскопок Пергамского царства. Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Но его, как архитектора, интересовали древние руины малоазийских цивилизаций, в ту пору почти не известные европейским ученым и совсем не интересовавшие самих турок. Крестьяне зачастую выкапывали куски мрамора с фрагментами скульптур, а затем пережигали их в печах и получали известь.
В 1878 году немецкий инженер Карл Хуман начал раскопки и открыл один из главных памятников эллинистического искусства - Большой алтарь Зевса. Под слоем земли оказалось множество крупных обломков плит с рельефами, из которых впоследствие выстроился цикл о битве богов и гигантов. Раскопки продолжились несколько лет, а находки по соглашению с Османской стороной переходили в собственность Германии. На ослиных повозках их перевозили к побережью, перегружали на немецкие корабли и отправляли в Берлин.
Долгие годы в Берлине производилась кропотливая работа по реставрации нескольких тысяч обломков, определялся порядок следования изображений и пр. В 1930 году реконструкция была закончена и в новом здании музея был выставлен великолепный Пергамский алтарь, который сразу привлек огромное внимание публики.
Грандиозный беломраморный алтарь Зевса был предназначен для богослужений под открытым небом, сооружен в 180–160 годах до н. э. по заказу царя Эвмена II. Он был воздвигнут в честь победы пергамского царя Аттала I над племенем галатов, вторгшихся в пределы его царства в конце III века до н. э.
Пергамский алтарь, посвященный Зевсу, представлял собой высокий цоколь, на котором возвышался стройный ионический портик. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора, ведущая к верхней площадке алтаря, на которой находился жертвенник. По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной около 120 м.
Рассмотрим Большой фриз с горельефом, где одна за другой разворачиваются драматическиме сцены битвы. Древнегреческие мифы рассказывают, что гиганты - сыновья богини земли Геи - восстали против богов Олимпа и в жестокой битве-Гигантомахии потерпели сокрушительное поражение.
Чтобы подчеркнуть, что идет не просто сражение, а битва двух миров – верхнего и нижнего, древние мастера изобразили богов над фигурами гигантов. Сцены изображены с таким острым ощущением катаклизма, видно, что это битва не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба.
В период раннего средневеквовья город Пергам и его знаменитый алтарь Зевса постигла печальная судьба. В первые века н.э. фанатичные христиане разбили лица прекрасным фигурам, украшавшим большой фриз, а сам алтарь окрестили «троном Cатаны».
Когда в IV веке н.э. христианство стало государственной религией Римской империи, языческие храмы и святилища безжалостно уничтожались, а алтарь Зевса в Пергаме утратил своё значение, но простоял до 718 года н. э. пока арабы под предводительством полководца Масламы не обрушились на христианскую Малую Азию. Пергам пал окончательно в 1536 году под ударами турок, в последующие столетия пришел в полное запустение.
Познакомимся с другими знаменитыми экспонатами Пергамского музея, они представляют собой шедевры ахритектуры и искусства исчезнувших древних цивилизаций.
Ворота Милетского рынка, расположеные в отделе Античного собрания Пергамского музея, являются уникальным памятником архитектуры эпохи эллинизма. Милет был самым могущественным и богатым из ионийских городов в Малой Азии, важнейшим портом на Эгейском побережье, руины которого находятся на территории современной Турции.
Раскопки в районе античного Милета проводились в начале XX века под руководством немецкого археолога Теодора Виганда. Обнаруженные экспедицией ворота были воздвигнуты во II в.н.э. для прохода между широкой центральной площадью и Южным Рынком - центром торговли древнего Милета. По соглашению с правительством Османской империи ворота были доставлены в Берлин по частям в течение 1907-08 гг.
В корпусе Переднеазиатского музея представлено искусство исчезнувших могущественных империй Древнего Востока - Вавилона, Ассирии и Шумера. Рассмотрим шедевр этой экспозиции - Ворота богины Иштар и Дорогу процессий из древнего Вавилона.
Ворота богини Иштар и Дорога Процессий были реконстуированы по материалам, найденным экспедицией немецкого археолога Роберта Кольдевея, которая в 1899-1917 г.г. обнаружила древний и легендарный город Вавилон. Археологи раскопали остатки крепостных стен с башнями, фрагменты царского дворца, улицу религиозных процессий, остатки храма Мардука и др.
Археологи нашли множество синих глазированных плиток с узорами. Когда в 1917 г. в Междуречье грянула война, вывезти удалось только документацию, а экспонаты – несколько вагонов плиток – спасти не удалось. Теодор Роберт Кольдевей, не вынес того обстоятельства, что дело всей его жизни пропало, и умер спустя год после раскопок.
Через несколько лет археолог Вальтер Андрая - ученик и заместитель Роберта Кольдевея - получил письмо от правительства Ирака с сообщением, что уважаемые немецкие коллеги могут забрать свои ящики с экспонатами. Вальтер Андрая предложил восстановить Ворота Иштар и часть Дороги процессий.
Кроптливая работа по реконструции продолжалась несколько лет и была закончена в 1930 году. Плитки и таблички, пролежавшие в соленой земле Междуречья несколько тысячелетий, настолько пропитались солью, что их вымачивали в пресной воде несколько лет, чтобы соль перестала разъедать их и они не разрушались. Затем нужно было собрать в единое целое это грандиозное древнее сооружение.
Дорога Процессий вела к главным воротам Вавилона, посвященным богине Иштар и была построена во время царствования Навуходоносора II (604–562 годы до н. э.). Предназначалась для процессий бога Мардука, которые проходили в Древней Ассирии во время новогодних мистерий.
В конце Дороги Процессий есть лестница, ведущая на 2-й этаж Пергамского музея, где располжен Музей исламского искусства. Посетители могут увидеть керамику и яркие ковры, чеканку и красочные миниатюры, познакомится с культурой Востока в Средневековье.
Шедевр этой коллекции - огромный фриз из Мшатты, украшавший когда-то фасад замка Омейядов. Строительство замка велось в пустынной степи к юго-востоку от современного Аммана (Восточная Иордания) в VIII веке. На каменном фризе с большим мастерством и изяществом древние камнерезы вырезали растительные орнаменты и фигурки животных.
Судьба этого экспоната очень интересна. В начале XX века прокладывали дорогу в Мекку. И камень, из которого был сложен недостроенный и полуразвалившийся замок, решили использовать при строительстве дороги. Узнав об этом, Вильгельм Боде - директор государственных собраний искусства - обратился с просьбой к императору Вильгельму II, а тот к турецкому султану - и султан подарил фасад этого замка Пергамскому музею.
Во время Второй Мировой войны этот уникальнейший экспонат был почти полностью разрушен прямым попаданием бомбы. И реставраторы долгие месяцы буквально по камешкам вновь собирали воедино отдельные части восточного шедевра.
В Пергамском музее есть много уникальных экспонатов, выдающихся произведений древнего искусства и культуры. При посещении музея можно получить аудиогид на русском языке.
Пергамский музей открыт для посещения ежедневно в 10:00 до 18:00, в четверг до 20:00
Обратите внимание: 29 сентября 2014 года начался ремонт зала, где расположен Пергамский алтарь и доступ к нему закрыт до 2020 года. В качестве альтернативы Пергамон предлагает выставку, где можно посмотреть панораму античного города Пергам, созданную художником Ядегаром Азизи.
Пергамский музей расположен на Музейном острове в центре Берлина. Адрес: Бодештрассе 1-3 (нем.Bodestraße 1-3)
Как добраться:
На метро U-Bahn линия U6 до остановки Фридрихштрассе (нем.Friedrichstraße).
На городской электричке S-Bahn линии S1, S2, S25 до остановки Фридрихштрассе (нем.Friedrichstraße), линии S5, S7, S75 до остановки Хакешермаркт (нем.Hackescher Markt).
На трамвае M4, M5, M6 до остановки Хакешермаркт (нем.Hackescher Markt).
На автобусах 100, 200 до остановки Люстгартен (немLustgarten); 147 до остановки Фридрихштрассе (нем.Friedrichstraße).
Источники:
Официальный сайт: www.smb.museum/
https://en.wikipedia.org/wiki/
www.livejournal.com