ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА  ИСКУССТВО

ЭГОН ШИЛЕ  ОБНАЖЕННАЯ НАТУРА


Эгон Шиле в своем творчестве создал много произведений, где изобразил обнаженных юных девушек в провокационных и непривычных для живописи позах. С одной строны это вызывало неприятие общества и резкое раздражение любителей морали, с другой - способствовало росту его популярности.

В том, что художники пишут обнаженку, нет ничего удивительного. Это входит в программу всех художественных учебных заведений. Ни у кого не вызываеют раздражения обнаженные Венеры, критикам и в голову не приходит называть это порнографией. Если посмотреть на картины и рисунки Ганса Бальдунга Грина (начало 16 века), там тоже много провокативного, как например, в его гравюре «Ведьма и дракон». А в картине «Адам и Ева» самые фривольные, с точки зрения традиции, позы и жесты прародителей в сценах грехопадения, созданные другими художниками, покажутся невинными...

И как не вспомнить Сидящую Красную Обнаженную Марка Шагал, где гениальный художник изобразил все интимные подробности. Но не это в картине главное. Это произведение искусства вызывает восхищение...

Кто из знаменитых художников не писал себя обнаженным? По разным причинам, иногда из-за невозможности оплатить натурщика, но главное, для того, чтобы изображая обнаженное тело, научиться выражать свое мироощущение. Таких работ много и у Рембранта и у Дюрера.

И если уже обратиться к «классике жанра», то кому придет в голову мысль, что «Кама Сутра» порнография? Поэтому не нужно навешивать ярлыки на провокативные художественные произведения, а нужно внимательно их рассмотреть и понять «возвышенную душу художника». И мы попытаемся это сделать.

Обнаженная несовершеннолетняя девочка, у нее немного испуганный взгляд, что вполне естественно. Прелестная фигурка вызывает восхищение. И в то же время чувствуется отстраненность художника от позирующей девочки. Они существуют в разных измерениях.

Обнаженная"

Эгон Шиле. Обнаженная с красными подвязками, 1911
бумага, карандаш, гуашь, акварель, 56 × 37.4 см
Частная коллекция

«Сидящая женщина с поднятым платьем» существует сама по себе, она улыбается своим мыслям, не думая о позе. Женщины Шиле, недвусмысленно демонстрируют себя под поднятыми одеждами. К тому же Шиле любил не дорисовывать некоторые части тела, что усиливает у зрителя шокирующие ощущения.

женщина"

Эгон Шиле. Сидящая женщина с поднятым платьем, 1914
бумага, карандаш, акварель, 47,8 x 31,5 см
Музей графики Альбертина, Вена
девушка"

Эгон Шиле. Черноволосая девушка с поднятой юбкой, 1911
бумага, гуашь, карандаш, акварель, 558 мм х 379 мм
Музей Леопольда, Вена, Австрия

«Девушка, опирающаяся на локти» безусловно вызывает разные ассоциации, очень провокативная работа. Но если рассматривать художественные достоинства, замечаешь поразительное владение техникой живописи, какими скупыми средствами художник создал очень красочное произведение, как легко написана фигура в таком сложном ракурсе.

девушка"

Эгон Шиле. Девушка, опирающаяся на локти, 1917
бумага, гуашь, карандаш, акварель
Музей Леопольда, Вена, Австрия