ЗНАМЕНИТЫЕ  ХУДОЖНИКИ

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ (1866-1944)  БИОГРАФИЯ

КандинскийВасилий Кандинский - выдающийся художник 20 века, основоположник абстракционизма - нового направления в живописи, профессор знаменитой немецкой школы искусств Баухауз, теоретик искусства. Он отказался от сюжетности предметной живописи и стремился выразить внутреннее состояние и динамику рождающегося 20 столетия.

Василий Васильевич Кандинский родился в Москве, в зажиточной купеческой семье. Родители переехали в Одессу, где мальчик получил начальное художественное и музыкальное образование. Но в юности он не думал о творчестве и блестяще окончил Юридический факультет Московского университета.

В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту предлжил ему место профессора, но Кандинский отказался и неожиданно для всех решил стать художником. Ему было уже 30 лет, когда поехал в Мюнхен, где обучался в в частной студии А. Ашбе. Он познакомился с русскими художниками А.Г.Явленским, М.В.Верёвкиной, В.ГБехтеевым, Д. Н.Кардовским, М.В.Добужинским, И.Я.Билибиным, К.С.Петровым-Водкиным, И.Э.Грабарем.

В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у известного и модного художника Франца фон Штука. С 1901 году Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал.

Начинающий художник много путешествовал, в этот период он посетил Северную Африку, Италию, Францию, часто бывал в Москве и принял участие в выставках Московского товарищества художников.

В 1909 году Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи и много внимания уделял теории живописи.

Василий Кандинский задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве».

В Дессау родился и единственный театральный проект, премьера которого с большим успехом прошла в 1928 году в театре Фридриха. Основой стал цикл фортепианных пьес Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Кандинский стремился создать универсальное произведение искусства, «синтетический гезамткунстверк», объединив в произведении музыку, изобразительное искусство, световые проекции и хореографию.

Когда началась Первая Мировая война, Кандинский вернулся в Москву и в последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. 11 февраля 1917 году вступает в брак с Ниной Николаевной Андреевской (1893—1980).

После революции 1917 года Василий Кандинский занимался общественной работой, участвовал в организации охраны памятников культуры, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

В декабре 1921 году Кандинский выехал в Берлин для организации отделения РАХН. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии и в Россию не вернулся.

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (нем.Münchner Malschule Phalanx). Занятия часто проводились в городке Калльмюнц (нем.Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.

Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Münter), 26-летней слушательницей школы. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского.

В годы нацизма работы Кандинского были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Некоторые из них сохранила Габриэла, которая до самой смерти 1962 году жила в том же доме в Мурнау-ам-Штаффельзеев.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

← Василий Кандинский картины

Наверх