ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ЧЕШСКИЙ КРУМЛОВ  БИОГРАФИЯ ЭГОНА ШИЛЕ


Эгон Шиле Эгон Шиле родился 12 июня 1890 года в австрийском городке Тульн-на-Дунае (Tulln an der Donau) и был единственным сыном в многодетной в семье Адольфа Шиле, начальника местной железной дороги. Его мать было родом из Чешского Крумлова. В детстве Эгона считали вундеркиндом. Он очень рано начал рисовать, у него был альбом с его картинками - вокзал, паровозы, вагоны, где ребенок точно выписал все сложные технические детали.

Отец хотел, чтобы его сын учился в гимназии и отправил его сначала в Кремс, потом в Клостернойбург под Веной. Вскоре вслед за сыном туда же переезжает все семейство. Эгон продолжил свое увлечение рисованием, даже в ущерб занятиям в гимназии. В основном это были городские пейзажи и портреты. Сестры Шиле и их многочисленные подруги стали первыми моделями будущего знаменитого художника.

В 1904 году ухудшилось здоровье Адольфа Шиле. Его болезнь быстро прогрессировала, и в следующем году он умер, в возрасте 54-х лет. Заботу о семье взял на себя хорошо обеспеченный дядя по линии матери. Несмотря на сопротивление дяди-опекуна, Эгон в 1906 году перехал в Вену, успешно сдал экзамены в венскую Академию художеств. Строгие профессора, впервые увидев рисунки Шиле, не могли поверить, что их мог сделать шестнадцатилетний юноша.

В Вене Шиле заинтересовался столичным авангардным искусством, прежде всего работами сецессионистов. Его кумиром стал Густав Климт, но в Академии художеств юноша продолжал в соответствии с программой обучения усердно рисовать античные фигуры. Тем не менее после третьего курса Эгон оставил академию из-за конфликта со своим преподавателем профессором Грипенкерлем, который был представителем старой школы и его раздражала неакадемическая манера рисования Шиле.

Еще во время учебы в Академии Эгон нашел квартиру и организовал там с друзьями студию. Его ранние пейзажи, портреты и аллегорические картины носили печать влияния искусства модерн. Шиле удалось познакомиться с Климтом и показать ему некоторые из своих работ. Пораженный мэтр заметил, что в них, безусловно, «есть талант и... даже слишком много таланта». Климт любил поощрять молодых художников, и помог Шиле, покупая его рисунки, находя для него модели и представляя его потенциальным заказчикам.

У Егона Шиле действительно было «слишком много таланта» и он искал свой путь в живописи, многда мучительно и нервно. За свою короткую жизнь он создал много прекрасных новаторских произведений и в то же время часто эпатировал окружающих и своими работами и образом жизни.

Многие его картины этого периода носили эротический характер, они иногда вызывали резкое осуждение публики и неприятие. Художника один раз даже осудили на три дня.

Рисуя человеческие тела, Эгон Шиле старался изобразить внутреннюю суть человека, его сомнения, колебания, комплексы. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню».

Друзья Шиле вспоминали, что студия Шиле обычно была наводнена молоденькими девушками, в том числе и несовершеннолетними, которые лениво слонялись там целыми днями и были оставлены на их собственное усмотрение. Будучи превосходным рисовальщиком, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротического характера. Эгон делает это своим дополнительным доходом, ибо подобные рисунки пользовались большим спросом у венских коллекционеров - любителей «клубнички».

В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен - очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже современного зрителя. С такой же яростью и экспрессией, с таким же исступлением и проникновением в скрытую суть натуры он рисовал портреты женщин и обнаженную женскую натуру.

Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Это яркие и красочные произведения, которые захватывают и заставляют думать. А это главное в любом художественном произведении, не только в живописи.

Так Шиле создал новый идеал красоты 20 века, в корне отличающийся, например, от сецессиона и символизма, - это красота уродливого. С обретением ее Эгон продвинулся вперед и стал одним из самых ярких модерна. Он выработал собственный стиль и его произведения нельзя перепутать, они узнаваемы.

Шиле основал небольшую «Группу нового искусства» («Neuekunstgruppe»), которая с конца 1909 года стала организовывать свои выставки. На них Шиле познакомился с писателем и критиком-искусствоведом Артуром Рёсслером, который свел художника с крупными коллекционерами и меценатами (О. Райхелем и К. Райнингхаусом). Они стали главными покровителями молодого Шиле и заказывали у него большие портреты.

Эгон Шиле стал модным венским художником, и его слава среди коллекционеров и искусствоведов Европы постоянно растет. С 1913 года в своих многочисленных зарисовках Шиле разрабатывает глубоко индивидуальную манеру изображения обнаженных или полуобнаженных женских моделей, которые ныне считаются лучшими его работами.

В 1911 году Шиле встретил 17-летнюю Валли Нойциль, которая послужила моделью для ряда его лучших картин. Валли раньше была моделью Климта. И молодые люди решили уехать из Вены, они поселились в маленьком чешском городке Крумлов на родине матери художника. Эгон часто посещал этот город, здесь он черпал вдохновение, писал городские пейзажи, улочки и дома Крумлова.

Сожительство с юной Валли неожиданно вызвало резкое недовольство местных жителей. В апреле 1912 г. Шиле был арестован. Полиция обнаружила в его студии более сотни рисунков, которые были признаны порнографическими. Дело рассматривалось в суде, где обвинения в похищении и совращении несовершеннолетней были отклонены, но художник был признан виновным в распространении непристойных изображений в месте, доступном для детей. Поскольку Шиле до суда уже провел в тюрьме 21 день, его приговорили к заключению только на три дня с конфискацией скандальных рисунков. Вскоре Эгон и Валли поженились, но отношения между ними были далеко не безоблачными.

В июне 1915 года Шиле расстался с Валли и женился на Эдит Хармс, дочери владельца слесарной мастерской, которая жила с родителями недалеко от студии художника. Эта перемена была продиктована желанием Шиле прервать охладевшие отношения с Валли.

Время было военное, и через четыре дня после свадьбы художник был призван в армию, в команду, конвоировавшую русских военнопленных. Позже его сделали писарем в лагере для военнопленных и дали возможность оборудовать там мастерскую художника. С тех времен осталось много его выразительных рисунков безвестных русских солдат.

В 1918 году Эгон Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона. Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех. К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью. Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими.

Эгон и Эдит переехали в новый великолепный дом, они хотели открыть в нем школу живописи. Но наслаждаться жизнью в новом доме им пришлось недолго, так как 19 октября 1918 года Эдит, которая была на шестом месяце беременности, заболела «испанкой», гриппом, свирепствовавшим тогда в Европе, а 28 октября она умерла. Шиле был опустошен потерей.

Почти сразу он слег с той же самой болезнью, и его жизнь оборвалась через три дня после смерти жены 31 октября 1918 года. Художнику Эгону Шиле, успевшему всколыхнуть художественный мир всей Европы, было тогда всего 28 лет.

Грустная биография у гениального австрийского художника. Ранняя смерть Эгона Шиле вызывает такую горечь, но его произведения остались и они восхищают. Его наследие - около 300 картин и несколько тысяч рисунков. После смерти Шиле его экспозиции проводятся в крупнейших музеях планеты, картины продаются на самых известных аукционах всего мира за баснословные деньги. Самую крупную коллекцию картин Шиле хранит музей Леопольда в Вене. Там же находится и его знаменитый автопортрет.

← Крумлов Артцентр Эгона Шиле

Наверх