Переход от истории средневековья к истории Нового времени отмечен рядом событий, которые имели огромное влияние на дальнейшее развитие народов.
Первое место среди этих событий занимает открытие Америки и Реформация. Открытие Америки, вместе с открытием других земель и морского пути в Ост-Индию, чрезвычайно расширило поприще Истории. Если раньше торговые и другие сношения между тремя частями Старого Света шли исключительно по Средиземному морю, то теперь главным водным путем стал Атлантический океан. Торговля европейцев приобретает всемирное значение, их колонии и христианская цивилизация мало-помалу распространяются по всему земному шару.
В то же время церковная Реформация, связанная с изобретением книгопечатания и эпохой Возрождения, производит громадный переворот в области духовных интересов и общественных отношений самой Европы.
Из других событий, ознаменовавших переход к Новому времени (15 век), можно назвать следующие: водворение турок-осман на землях Византийской империи и южнославянских государств; освобождение Северо-Восточной Руси от монгольского ига и объединение ее под властью великих князей московских; объединение Франции династией Валуа; изгнание из Испании мавров и начало единой Испанской монархии.
Первый период продолжается до Вестфальского мира (1648), второй — до начала Французской революции (1789) и третий — до до начала 20 века.
Первый период может быть назван по преимуществу периодом Реформации. Он наполнен борьбой протестантизма с католицизмом и возникшими отсюда религиозными войнами. Кроме того, этот период ознаменован установлением в Европе Системы политического равновесия. Она состоит в том, что государства Европы начинают деятельно следить друг за другом и стараются не допускать излишнего усиления какой-либо державы за счет других. Главный толчок к развитию этой системы дан был попыткой французов завоевать Италию; попытка эта вызвала вмешательство в итальянские дела со стороны немцев и испанцев и целый ряд вооруженных союзов.
Объединение многих земель под властью Карла V Испанского, грозившее политическому равновесию, породило упорную борьбу французских королей с Габсбургским домом. Такое соперничество первостепенных держав должно было предохранить малые государства от поглощения большими и обеспечить им самобытное развитие. В тот же период, наряду с распадом Германской империи на отдельные самостоятельные части, возникает в Средней Европе сильная Австрийская монархия из объединения наследственных владений Габсбургов с Богемией и Венгрией и ставит предел дальнейшему расширению Османской империи на Дунае.
Второй период отличается по преимуществу развитием абсолютной (неограниченной) монархии и государственной централизации на Европейском континенте. Абсолютизм и централизация способствуют, в свою очередь, развитию более плотных, более определенных национальностей. Впереди других на этом поприще идет Франция, которая при Людовике XIV занимает по могуществу своему первое место (подобно тому как в предыдущий период это место занимала Испания); честолюбивые замыслы Людовика вызывают образование союзов, или коалиций, со стороны других держав, которые успевают восстановить политическое равновесие в Европе.
В истории цивилизации этот период ознаменован преобладанием французского влияния. Благодаря развитию морского и колониального могущества выдвигаются вперед сначала Голландия, а потом главным образом Англия, которая упрочивает у себя представительные учреждения в этот период, преимущественно абсолютистский в Европе. Конституционное устройство в Англии развилось благодаря ее островному положению: будучи ограждена морями, она не имела нужды усиливать централизацию и содержать большую регулярную армию, а обратила главное внимание на флот. (Парламент ее, строго и прочно организованный, приобретает характер абсолютного правительства и таким образом не противоречит общему ходу истории.)
В то же время на историческую сцену выступают две новые державы: во-первых, Русская монархия, преобразованная трудами Петра Великого и докончившая свое национальное единение благодаря политике Екатерины II. Она становится могущественной представительницей славянского мира вместо Польши, которая потеряла свою самобытность, потому что не последовала общему ходу истории на Европейском континенте (то есть развитию абсолютизма, централизации и регулярной армии) и потому не выработала к этому времени плотной, сильной нации.
Во-вторых, Пруссия - младшая из первостепенных европейских держав, но весьма важная по своему значению, как главная носительница будущего германского единства после разложения средневековой Германской империи. Фридрих II Прусский является самым видным представителем так называемого просвещенного абсолютизма в Европе.
Третий период новой истории знаменует главным образом борьбу третьего, или среднего, сословия против абсолютизма и аристократических привилегий. Он начинается грандиозным переворотом, известным как Французская революция.
Непосредственным плодом этой революции были военный деспотизм Наполеона I и нарушение им политического равновесия Европы. Коалиции других держав снова спасают европейское равновесие. Венский конгресс восстанавливает почти прежнюю систему государств с преобладанием аристократических сословных институтов и упрочивает в Европе пентархию — господство пяти великих держав (России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии). Пентархия обеспечивает почти сорок лет непрерывного мира между европейскими государствами.
Но внутри государств Западной и Средней Европы со стороны так называемого либерального направления происходит то глухая, то открытая борьба против крайностей централизации и бюрократии и совершается переход от монархии абсолютной к конституционной. В то же время на первый план выступают интересы и стремления по преимуществу национальные.
Немецкая и итальянская нации усилили стремление к объединению, которого и достигают в конце этого периода. Между западными и южными славянами также пробуждаются идеи о самобытном национальном развитии, в связи с так называемым Восточным вопросом. Освободительная война, предпринятая императором Александром II в защиту болгар и сербов от турецкого ига, значительно подвинула Восточный вопрос к его благополучному для славян разрешению, вопреки противодействию других держав (главным образом Англии, Австрии и Германии).
Из новых изобретений и открытий силы пара по преимуществу приобретает огромное влияние на экономическое развитие народов, на их взаимное общение и вместе с тем на всю историю цивилизации.
В конце третьего периода в Западной Европе либеральное направление, возобладав над началами консервативными (охранительными), в свою очередь приводит к крайнему развитию демократизма, которое выражается в распространении социализма, коммунизма и даже анархизма, то есть противообщественных, разрушительных движений, на борьбу с которыми История призывает все лучшие силы обществ и государств. Этот крайний демократизм выводит на историческую сцену так называемое четвертое сословие — простонародье.