ВЕЛИКИЕ  НЕМЕЦКИЕ  ХУДОЖНИКИ

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471–1528)   ВЕДЬМА

Гравюра Ведьма, здесь Дюрер изобразил безобразную ведьму, которая спешит на шабаш. Она несется по воздуху на мифическом животном, в котором причудливо сочетаются туловище козла и рыбий хвост. В руке она держит прялку или веретено, другой рукой она держится за рог козла. Причем, сидит спиной к голове козла. Это общепринятая поза в «ведьмовской» тематике.

Ведьма несется стремительно, это подчеркнуто развевающимися по ветру волосами и штриховкой в верхнем правом углу. Эта ведьма уже немолодая женщина, некрасивая. Возраст оставил следы и на лице и на фигуре. Весь облик вызывает отвращение.

В то, что девушки и женщины вступают в союз с дьяволами и становятся ведьмами, верили даже образованные люди того времени. С изумлением читаем мы у поэта и ученого Мурнера кровожадные строки: «Ну, на костер ее, и зажигайте! А если не найдете палача, я не отпущу ее, я лучше сам разожгу костер!»

15 век в Германии был полон процессов сжигания ведьм. В каждом городе полыхали костры, на которых сжигали несчастных женщин, обвиненных в колдовстве и сношениях с дьяволом. Дюрер вполне мог быть свидетелем.

Описания костров, на которых сжигали «ведьм», сохранились в Нюрнбергских хрониках. Однажды в Швабахе, соседнем городке, на костер возвели молодую девушку, замечательную красавицу. Перед костром огласили ее признание, что она ведьма и колдунья.

«Нет,- воскликнула она,- я ни в чем этом не виновна! Я призналась, потому что меня ужасно пытали! Я не сделала ничего плохого». Толпа, окружавшая костер, вздрогнула. Но палачи не сжалились. Когда ее уже охватило пламя, она продолжала громко читать молитвы, как сообщает хроника, «насколько ей в дыму и в огне хватило голоса, настаивая на том, что исполнена христианской веры».

«Ведьмовская тематика» была популярна в европейской живописи того периода, многие выдающиеся художники изображали ведьм. Альбрех Дюрер тожу должен был учитывать вкусы покупателей, при этом он не изображал шабаши или казни.

гравюра Ведьма
Альбрехт Дюрер
Ведьма, 1497
гравюра, 21.6 см x 15.6 см
Немецкий Национальный музей, Нюрнберг