Ульрих фон Гуттен немецкий поэт и гуманист происходил из древнего рыцарского рода.
Родился 21 апреля 1488 в крепости Штеккельберг, близ Фульды (Гессен, ФРГ). Он получил превосходное образование в школе бенедектинского монастыря Фульды. Его отец хотел сделать из него священника, но Ульрих фон Гуттен бежал из монастыря и тем навлек на себя гнев отца.
Покинутый отцом, он странствовал и бедствовал по разным университетам. После недолгого пребывания в Кёльне и Эрфурте Гуттен поступил в недавно основанный университет во Франкфурте-на-Одере, где получил ученую степень и обнародовал первые стихотворенияна латинском языке. У него рано обнаружился поэтический талант, и он стал странствующим поэтом, считая поэзию орудием борьбы против невежества схоластов и монахов.
Поездка в Италию открыла перед молодым ученым и поэтом обширное поле деятельности. Он посетил Рим, где познакомиллся с глубоким упадком нравов в среде высшего духовенства. В его эпиграммах зазвучала едкая насмешка и бойкая сатира, особенно в осмеянии торговли индульгенциями — «продажи того, чем продавец сам не обладал», т. е. праведности и права на небесное блаженство.
Ульрих фон Гуттен изучал право в Павии (Италия), но в 1512 швейцарцы захватили и разграбили город. Перебравшись в Болонью, в 1513 году вынужден был наняться на военную службу. В 1514 году возвратился в Германию, с помощью родственников добился покровительства нового курфюрста Майнца, архиепископа Альберта Бранденбургского. В 1514 году Гуттен познакомился с Эразмом Роттердамским, который тепло принял его сочинения.
Уже в это время Гуттен пользовался большою известностью, его популярность возросла после публикации обличительных речей против герцога Ульриха Вюртембергского за убийство родственника, служившего при дворе герцога. Герцог был лишен власти и изгнан. Эти речи знаменуют собою поворот гуманиста Гуттена от поэзии к прозе и к деятельности публициста.
Отец Гуттена все еще настаивал на юридической карьере для сына. С денежным пособием от него и от Альбрехта, архиепископа майнцского, за написанный в его честь панегирик Ульрих снова отправился в 1515 году в Италию, где проживал в Болонье и в Риме.
В этот период Гуттен интересовался великими вопросами того времени, в особенности горячим литературным спором, возникшим по поводу обвинения кельнскими богословами знаменитого гуманиста Иоганна Рейхлина. Он стал одним из авторов самой остроумной сатиры на обскурантов - «Письма темных людей» (лат. Epistolae obscurorum virorum), блестяще освоил достижения европейского Ренессанса и стал выдающимся мастером сатиры, риторики, политической публицистики.
Эти письма написаны испорченным латинским языком (каким писали средневековые монахи) и адресованы к одному кёльнскому профессору теологии от имени приверженцев старой церковной системы; рассуждения их исполнены обычных схоластических тонкостей в соединении с чрезвычайным невежеством.
Сочинители так искусно подделали характер и тон обскурантов, что при первом появлении писем доминиканцы приняли их за произведение своих сторонников и восхищались их содержанием. Когда же истина сделалась известной, обманувшиеся доминиканцы стали предметом всеобщего осмеяния. Когда начал проповедовать Мартин Лютер, Гутен открыто стал его последователем.
Письма обличали церковников Кёльна, и курфюрст Альберт, напуганный необузданностью речей Гуттена, удалил его от двора. Император Карл V отказал ему в покровительстве, и Гуттен бежал из Германии в Швейцарию.
Больной и обездоленный, Ульрих фон Гуттен добрался до Базеля, где Эразм Роттердамский отказался встретиться с ним, т.к был недоволен несдержанностью его поздних сочинений. Размолвка между двумя гуманистами переросла в ожесточенную вражду. Дальнейшие странствия Гуттена привели его в конце концов в Цюрих, где швейцарский религиозный реформатор У.Цвингли предоставил ему убежище на острове Уфенау (Цюрихское озеро). Там Гуттен и умер 29 августа 1523 года.