Дворцово-парковый ансамбль Нимфенбург (нем.Nymphenburg) был летней резиденцией династии Виттельсбах, правившей Баварией семь веков. Во время правления баварских курфюрстов эпохи барокко и рококо, баварский двор был одним из самых богатых в Европе. Праздники были неотъемлемой частью придворной культуры этого периода и для их проведения требовались увеселительные дворцы, парки, охотничьи угодья. Музыка и феерверки, турницы и танцы, маскарады и пышные представления требовали роскошных архитектурных сооружений и садово-парковых ансамблей.
Нимфенбург, который мы видим сегодня, возводился постепенно в течение жизни пяти поколений правящей Баварской династии Виттельсбах. Макс Эммануэль, в честь которого возводился дворец, в 1700 году поручил архитекторам Энрико Цукалли и Антонио Вискарди добавить к дворцовому комплексу галереи и павильоны, соединив их аркадами с центральным дворцом. Это самое большое строение Германии прошлых эпох, его длина составляет 700 м.
Дворец Нимфенбург, который вы видите на фото вверху, был построен в 1664-1674 гг. по распоряжению Баварского курфюрста Фердинанда Марии в честь рождения долгожданного наследника престола Макса Эммануила и подарен супруге курфюста и матери наследника Генриетте Аделаиде Савойской. Здание дворца - классический пример итальянского барокко и был воздвигнут известными итальянскими архитекторами Августино Барелли и Энрико Цукали.
В годы правления Карла Альбрехта (1726-1745) перед дворцом появляется площадь полукруглой формы и ряд построек - миниатюрных дворцов. В них жила прислуга, работали мельница и пекарня, что сделало двор замка более оживленным местом со своей неповторимой атмосферой. В последующие годы внешний вид зданий Дворцового ансамбля Нимфенбург не изменялся.
Вокруг дворца был разбит французский барочный парк - творение ландшафтного дизайнера Чарльза Карбонета. А весь дворцовый комплекс Аделаида Савойская посвятила древнеримской богине Флоре и ее нимфам, отсюда и произошло название Нимфенбург.
За дворцом Нимфенбург расположен барочный французский парк, который продолжается аллеями и Большим партером, украшенным статуями античных богов. От прежней планировки французского барочного парка в нём сохранилась система каналов, включая Центральный канал и аллеи, расходящиеся лучами от дворца. Большой партер украшен скульптурами по мотивам античной мифологии.
В том месте, где Главный канал переходит в парк, сохранился также и Большой мраморный каскад - водопад в стиле барокко по проектам Йозефа Эффнера, мраморная отделка принадлежит Кювилье. Каскад богато украшен скульптурами (Джузеппе Вольпини, отец и сын де Гроф, Игнас Гюнтер и Роман Антон Боос).
В средине 18-го французский регулярный парк с его прямыми как стрела аллеями и геометрически правильной формы клумбами был перепланирован в модный английский пейзажный парк. Людвиг фон Скелль - выдающийся садово-парковый дизайнер - создает здесь грандиозный и переменчивый английский пейзажный парк. Несмотря на многочисленные изменения и разнообразие стилей, дворцово-парковый ансамбль Нимфенбург смотрится как единое гармоничное целое.
В парке расположены небольшие дворцы-павильоны, каждый из них отличается архитектурным стилем и изысканным интерьером. Необычайно красив охотничий домик Амалиенбург - шедевр стиля рококо. Архитектор Франсуа Кювилье. Амалиенбург был построен в 1739 г. Он не отличался величиной, но покорял воистину королевским декором. Курфюрст Карл Альбрехт продолжил славную традицию Виттельсбахов и подарил Охотничий домик Амалиенбург своей супруге Марие Амалии - страстной охотнице.
Главная достопримечательность павильона Амалиенбург - восхитительный Зеркальный зал, где выписанные серебром сцены охоты очень ярко и необычно выглядели на голубом фоне. В чередовании окон, зеркал и дверей, в игре естественного и отражённого света границы зала как бы исчезают. Создаётся ощущение пребывания в открытом павильоне - наполовину беседке, наполовину гроте, над которым поднимается небесный свод в форме купола. Зал декорировали выдающийся мастер лепнины Джон Баптист Циммерман, скульптор Йоханн Йоахим Дитрих и художник Джозеф Паскуалин Моретти.
Еще одно красивое сооружение парка Нимфенбург - павильон Баденбург (нем.Badenburg). Двухэтажное здание в стиле рококо было построено в 1719-21 гг. как княжеская купальня для двора курфюста Макса Эмануэля. Архитектор Йозеф Эффнер. Здание вызывало восхищение современников и служило образцом для подражаний.
Со времен римлян Баденбург был первым в Европе зданием с закрытым отапливаемым бассейном. Кроме бассейна в небольшом дворце-купальне есть три зала, комнаты для отдыха. В Торжественном зале богатая лепнина, потолочная роспись «Апполон в солнечном экипаже» принадлежит кисти И.Амигони.
Келья Магдалины (нем. Magdalenenklause) задумана как приют отшельника и расположена в «диком» участке леса. Снаружи сложенное из кирпичей, частично оштукатуренное здание походит на руину. Трещины в кладке и осыпавшаяся штукатурка напоминают о бренности всего земного. Это - одно из выдающихся творений архитектора Йозефа Эффнера. Использование экзотических и стилизованных под исторические архитектурных форм создаёт необычный, романтический, вневременной образ. В Келье Магдалины курфюрст мог укрыться от мирской суеты, предаться религиозному созерцанию, размышлению. Даже название кельи вызывает ассоциацию с кающейся Марией Магдалиной.
Нарочито запущенный внешний вид и руинообразная архитектура сооружения выдает желание постаревшего курфюрста Максимилиана-Эммануила обрести место покаяния. Интерьер этого павильона тоже своеобразен: потолки и стены выложены галькой и ракушками, часовня оформлена в виде грота, а комнаты напоминают кельи.
Фото внизу: Вестибюль, справа Грот с часовней и скульптура Марии Магдалены. Потолочная роспись в часовне на темы из жизни кающейся Марии Магдалены выполнена Н.Г.Штубнером.
На территории Дворцово-паркового ансамбля Нимфенбург есть несколько музеев с уникальными художественными экспонатами. Музей карет (нем.Marstallmuseum) поражает роскошью старинных экипажей и упряжи. Фарфоровая фабрика (нем.Porzellanmanufaktur) имеет превосходную коллекцию фарфора, в оранжереях Ботанического сада много экзотических растений.
В главном Дворце Нимфенбург расположены музеи и известные коллекции с уникальными экспонатами. В бывшей королевской столовой сегодня находится знаменитая Галерея красавиц (нем.Schoеnheitengalerie) - уникальная коллекция из тридцати шести портретов самых красивых женщин Баварии, исполненных Йозефом Штилером (Joseph Karl Stieler) - знаменитым придворным живописцем Людвига I Баварского. Король утверждал каждую кандидатуру. Происхождение красавиц не имело значения. Критерием отбора кандидаток была красота.
Это три самых знаменитых портрета Галереи красавиц: Амалия Адлерберг - муза и первая любовь российского поэта Федора Тютчева. Элен Селдмайер - дочь простого башмачника - идеал красоты баварской женщины. Танцовщица Лола Монтес, роман с которой стал одной из причин отречения короля Людвига I от престола.
Как добраться в Нимфенбург
Адрес: Schloss- und Gartenverwaltung Nymphenburg, Eingang 19, 80638 München
Можно доехать на городской электричке S-Bahn все линии до остановки Изартор (нем.Isartor).
От центрального железнодорожного вокзала до дворца ходит трамвай №17, остановка Schloss Nymphenburg.
Добраться можно и на автобусах: 15 и 151 до остановки Romanplatz.
Время работы Дворец Нимфенбург: с апреля по15 октября: 9:00 – 18:00, с 16 октября по март: 10:00 –16:00.
Вход в парк бесплатный, для посещения дворцов и музеев нужно приобрести билет.
Вниманию туристов!
Рядом с дворцово-парковым комплексом Нимфенбург находится Мюнхенский зоопарк.
Неподалеку от Нимфенбурга расположен Замок Блютенбург. Когда-то дворец Нимфенбург и замок объединяла «полоса прямой видимости». Это была аллея, находясь на которой, можно было видеть оба дворцовых комплекса. С середины 20 века она поросла деревьями и прямая видимость отсутствует, но планируется её восстановление.