ЗНАМЕНИТЫЕ  ХУДОЖНИКИ

НИКО ПИРОСМАНИ  НАТЮРМОРТ

«Натюрморт» написан на белой жести и отличается от других не только цветом фона, но и композицией. Предметы выполнены в охристой гамме и расположены на темном фоне. Эти цвета придают картине сходство со старинными офортами.

Почему Пирсмани выбрал такие цвета для арбуза с красной мякотью, фруктов, винограда? Для Пиросманашвили цвет был не случайным и не устойчивым качеством поверхности, зависящим от освещения, состояния атмосферы, удаленности, а важным атрибутом предмета, выражением его сущности.

Очень характерно, что он почти никогда не употреблял чистой зелени, соблазнившей не одного начинающего живописца, — такой привлекательной в тюбике и такой фальшивой на картине. Из зеленых красок он пользовался исключительно окисью хрома — самой по себе тускловатой, мутной, но и ее разбавлял какой-нибудь другой, чаще всего черной, доводя порой до черноты

Вот почему сила Пиросмани-колориста не в деталях — за некоторыми исключениями они, отторгнутые от всей картины, могут показаться даже бедноватыми, — но в общем цветовом строе. Его колорит предназначен для восприятия с расстояния и в не очень удобных условиях, это колорит монументалиста.

Художник обычно писал только хорошо знакомое, простое, житейское, и это примечательно. Ведь он работал не для себя и не для интеллигентных ценителей, а для толпы, заполнявшей духаны и лавки. Мотивы искусства Пиросманашвили строги и сдержанны. Он избегал даже занимательности, как будто такой естественной для духанной живописи.

Натюрморт

Нико Пиросмани
Натюрморт 1919,
белая жесть, масло, 50 х 58 см
Частная коллекция