ЗНАМЕНИТЫЕ  ХУДОЖНИКИ

НИКО ПИРОСМАНИ (1862-1918)  БИОГРАФИЯ

ПиросманиБиография Нико Пиросмани трагична. Художник-самоучка, рожденный в деревне, прожил жизнь в Тифлисе, работая на разных предприятиях. Но его страсть к живописи была сильнее всего. Заработков хватало на кисти и краски, вместо холста была клеенка или жесть, на которой он писал вывески для разных духанов. В бывшем Советском Союзе о нем узнали в главе «Повести о жизни» из книги замечательного писателя К.Паустовского.

Художник создавал насыщенные, привлекательные, аппетитные и порой причудливые натюрморты и сложные композиции для магазинов, духанов, пивных и закусочных. Надписи на вывесках делал по-грузински и по-русски. В последнем случае – часто с ошибками.

Настоящее имя художника Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли, которое в народе сократилось до Нико Пиросмани. О его жизни мало достоверных сведений, не известна точная дата его рождения.

Всенародную славу его имени принесла песня «Миллион алых роз», блистательно исполненная Аллой Пугачевой. Слова Андрея Вознесенского, музыка Раймонда Паулса.

Когда песня стала хитом, все услашали это имя Нико Пиросмани и узнали, что подлинная история из жизни малоизвестного художника, которого в Википедии почему-то называют российским грузинского происхождения. В России достаточно своих выдающихся художников. Пиросмани в России никогда не был, по-русски писал с ошибками, сюжеты его картин только на грузинские темы. Поэтому Пиросмани грузинский художник, именно так он и представлен в ангийской версии Википедии и всех опубликованных биографиях.

Нико Пиросмани родился в селе Мирзаани, около Сигнахи. Его отцом был садовник Аслан Пиросманишвили, а матерью - Текле Токликашвили из соседнего села Земо-Мачхаани.

День его рождения не известен. Годом рождения условно считается 1862. У него был старший брат Георгий и две сестры. Отец умер в 1870, брат - еще раньше. Пиросмани прожил в Мирзаани все первые 8 лет своей жизни до смерти отца, после чего его отправили в Тбилиси, где он работал слугой в хорошей семье. В 1890 году он начал работать тормозным кондуктором на железной дороге.

Понемногу он учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили.

Вероятно в 1880-е годы, Пиросмани накопил денег и построил в Мирзаани небольшой дом, который сохранился до наших дней. После железной дороги Нико несколько лет торговал молоком. Своего магазина у него сначала не было, а был просто стол. Постепенно Пиросмани забросил работу и перешел на бродяжнический образ жизни.

С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.

К.Г.Паустовский вспоминал: «Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеенке, снятой со столика. Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.

Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок».

Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.

Лучшие годы Пиросмани - это десятилетие примерно с 1895 по 1905 годы. Он бросил работу и перешел на образ жизни свободного художника. Художники часто живут за счет меценатов - в Тбилиси таковыми были духанщики. Они подкармливали музыкантов, певцов и художников. Именно для них Пиросмани начал рисовать картины. Рисовал он быстро и продавал их дешево. Лучшие работы уходили за 30 рублей, а те, что попроще - за рюмку водки.

Одним из его главных заказчиков был Бего Яксиев, который держал духан где-то около современного памятника Бараташвили. В этом духане Пиросманишвили прожил несколько лет и впоследствии написал картину «Кампания Бего». Есть версия, что человек в шляпе и с рыбой в руках - сам Пиросмани.

Много времени Пиросмани провел у Титичева в духане «Эльдорадо» в Ортачальских садах. Это был даже не духан, а большой парк развлечений. Здесь Пиросмани создал свои лучшие картины - «Жирафа», «Красавиц Ортачала», «Дворника» и др. Последний был написан для сына духанщика. Основная часть картин того периода потом вошла в коллекцию Зданевича, а сейчас находится в голубой галерее на Руставели.

Он нигде не жил долго, хотя ему и предлагали неплохие условия. Он переходил с места на место, в основном в районе тбилисского вокзала - в кварталах Дидубе, Чугурети и Кукия. Некоторое время он проживёт на Молоканской улице около вокзала (сейчас - улица Пиросмани).

Маргарита В судьбе Пиросмани был переломный момент, и произошёл он в 1905 году. Этот момент - красивая и грустная история, известная как «Миллон алых роз». В том году в Тбилиси приехала с гастролями французская актриса Маргарита де Севр. Она пела в развлекательных заведениях в Верейских садах, хотя есть альтернатиные верисии: Ортачальские сады и парк Муштаид.

У Паустовского детально и художественно описано, как Пиросмани влюбился в актрису - факт широко известный и, видимо, исторический. Сама актриса так же исторический персонаж, сохранились афиши ее выступлений и даже фотография неизвестного года.

Обидно, что в интернете упорно пытаются доказать, что роз был не миллион, а значительно меньше, что вообще это были не розы, а всякие цветы и т.п. Какое это имеет значение? Случай не имеет аналогов в мировой истории, как сильно нужно было любить женщину, чтобы сделать такой грандиозный подарок при любви безответной!

В 1912 году в Грузию по приглашению братьев Зданевичей приехал французкий художник Мишель Ле-Дантю. Летним вечером «когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом небе теряли свой цвет» они втроем оказались на вокзальной площади и зашли в трактир «Варяг». Внутри они обнаружили множество картин Пиросмании, которые их удивили: Зданевич вспоминал, что Ле-Дантю сравнил Пиросмани с итальянским художником Джотто. В ту пору в ходу был миф о Джотто, согласно которому он был пастухом, пас овец, и углем в пещере рисовал картины, которые позже заметили и оценили. Это сравнение укоренилось в культурологии.

Ле-Дантю приобрел несколько картин художника и увез их во Францию, где их след затерялся. Кирилл же Зданевич (1892 - 1969) стал исследователем творчества Пиросмани и первым коллекционером. Впоследствии его коллекция была передана тбилисскому музею и перешла в Музей Искусств.

Признание ничего не поменяло в жизни Пиросмани. Его эскапизм прогрессировал - он не хотел ничьей помощи. «Обществом грузинских художников» сумело собрать 200 рублей и передать их ему через Ладо Гудиашвили. Потом собрали еще 300, но найти Пиросмани уже не могли.

Пиросмани умер 1918 году, когда ему было чуть меньше 60-ти лет. Обстоятельства этого события несколько туманны. Есть версия, что его нашли умершим от голода в подвале дома №29 по Молоканской улице.

Дальнейшее неизвестно. Пиросмани исчез, и место его захорнения неизвестно. В Пантеоне на Мтацминде можно увидеть доску с датой смерти, но она лежит сама по себе, без могилы. От Пиросмани не осталось никаких вещей - не осталось даже красок. По слухам, он умер в ночь на вербное воскресение 1918 года - это единственная существующая датировка.

← Картины, портреты Пиросмани

← Животные в картинах Пиросмани

← Нико Пиросмани грузинское застолье

← Нико Пиросмани вывески

← Нико Пиросмани натюрморты

← Нико Пиросмани женские образы

← Нико Пиросмани биография

Наверх