Не случайно Нико Пиросмани изобразил царицу Тамар и Шота Руставели на одной картине. Известно, что поэт всю жизнь был влюблен в царицу. Их отношения были овеяны романтическим ореолом безответной любви поэта, которому Тамар благоволила и пожаловала ему место казнохранителя при дворе. Он же воспел свою возлюбленную в бессмертной поэме «Витязь в тигровой шкуре».
В предисловии к великой поэме Шота Руставели указывает, что его литературное творение – гимн в честь царицы Тамары: «Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято! Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то».
Когда царица во второй раз сечеталась браком с осетинским князем Сослани и познала радость материнства, у них родились сын Георгий и дочь Русудан. Видя семейное счастье Тамар, Шота Руставели уехал из Грузии, он принял решение постричься в монахи в Палестине, где он провел многие годы до самой смерти.
В картине «Царица Тамар и Шота Руставели» герои общаются посредством письма. В руках у царицы свиток с текстом, царица держит его благоговейно, у поэта же на колене раскрытая тетрадь, и он выводит на ней условные строки, только имитирующие текст. Изображен процесс творчества, труд еще не завершен. Царица сама в состоянии созерцания, восприятия. Ее белые одежды, белоснежный свиток в руках создают атмосферу благоговения перед творческим даром поэта.